Еще ни одна игра в моей жизни не была так тесно связана с именем всего одного человека (разработчика), как Тетрис связан с именем Алексея Пажитнова. В первый раз о нем я услышал 10 лет назад: по одному из новостных каналов промелькнула новость о пятнадцатилетии тетриса. Уже тогда эта личность в серьез меня заинтересовала, до этого я и представить себе не мог, что Тетрис – дело рук обычного советского инженера. Ну что, увидел и забыл, как это обычно бывает.
Спустя 10 лет я снова вижу Алексея, только уже не по телевизору, и тетрису уже не 15. Уж в этот раз я про него не забуду, да и вам поведаю, что же это за человек такой.
Родился он в Москве, окончил московскую математическую школу №91, высшее образование получил в МАИ (Московский авиационный институт), как говорит сам Алексей, в детстве он не был примерным подростком, гением, ничем не отличался от остальных ребят. По окончанию института пошел работать в Вычислительный центр Академии наук СССР, где занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. Идея Тетриса зародилась у него еще в 1984 году, когда он впервые познакомился с головоломкой «Пентамино», и Пажитнов решает перенести ее на компьютер, для развлечения себя и своих коллег. Как мы можем увидеть, все фигурки в «Пентамино» легко разбиваются на 5 частей, блоков, в обычном же Тетрисе блоков всего 4, сделано это не от хорошей жизни: на тот момент для того, чтобы сделать все фигуры «пятиблочными» просто не хватало ресурсов компьютеру.
Когда Тетрис был дописан (на языке Pascal), Пажитнов решает перенести его на PC, относит его юному гению тех лет – Вадиму Герасимову (на тот момент ему было всего 16). Портирование не заняло много времени (всего 3-4 дня), автор с коллегами решает добавлять новых «фишек» своей игре – таблицу рекордов, раскрасить фигурки и т.д. В это время Тетрис как эпидемия стал расползаться по Москве на 5,25 дискетах. В это время Тетрисом заинтересовалась даже пресса – послали одного репортера в Вычислительный центр, который не стал тратить много времени, узнал основы всего этого дела и ушел. На следующее утро в одной из газет была статья о Тетрисе, и о его авторе – Вадиме Герасимове. Да-да, вы правильно прочитали, это просто журналист напутал, ведь как мы уже знаем – Вадим лишь портировал игру на PC. Хочу заметить, что автор программы не получал никакой прибыли, как и все программы, написанные в Вычислительном центре, тетрис принадлежал государству.
Затем было много перипетий с Робертом Штайном, Майкрософтом, Сегой, Нинтендой и т.д., о них вы сможете прочитать здесь. В 91ом году союз распадается, Вычислительный центр преобразовывается в частное предприятие – ЭЛОРГ, соответственно наследует все права на Тетрис. Тем временем сам Алексей перебирается в Сан-Франциско, осознает, что на играх можно делать деньги, причем неплохие. Вместе со своими друзьями (Хэнком Роджерсом и Владимиром Похилко) основывает игровую студию AnimaTek. К сожалению, дела у нее идут плохо, да, они выполнили несколько заказов, сделали пару отличных игрушек, но признания они так и не получили. Затем, в 95ом году у ЭЛОРГа истекает срок действия прав на Тетрис. Алексей основывает Blue Planet Software, The Tetris Company, а затем и Tetris Holding Company, дабы разобраться с этими самыми правами. До 2005 года они путешествовали от Sony до Electronic Arts. Сейчас все права на тетрис закреплены за «EA Mobile Games».
7 марта 2007 года Пажитнов был удостоен награды Game Developers Choice Awards First Penguin Award.
Все игры, разработанные Алексеем Пажитновым можно увидеть в
а вот и небольшое live-интервью с ним (2007 год, спустя неделю после получения премии)
Как мы слышим, у него до сих пор очень сильный акцент, ведь в душе он наш, русский, хоть и живет за границей=))